Убейте своих любимых
13 ноября 2021 г.
Рецензия на сериал «Полуночная месса»
С выходом «Полуночной мессы» ее создатель, Майк Флэнеган («Призраки дома на холме», «Призраки поместья Блай») может окончательно застолбить за собой звание одного из главных хоррор-режиссеров современности. Несмотря на всю монотонность и даже поначалу отталкивающую затянутость его нового проекта, «Полуночной мессе» стоит дать шанс и не спеша погрузиться в эти тягучие диалоги и медлительную экспозицию, чтобы к финалу получить если и не библейский, то уж точно сериальный катарсис.
Райли Флинн (Зак Гилфорд) отсидел четыре года за то, что сбил молодую девушку, находясь за рулем в пьяном виде. Сразу после выхода из тюрьмы он возвращается в родной рыбацкий городок, расположенный на отдаленном острове Крокет-Айленд. Там же он встречает свою школьную любовь Эрин (Кейт Сигел). Она забеременела и ушла от мужа-абьюзера, поселившись в домике своей почившей матери. Ну а среди развлечений на острове (кроме магазина и торфяников) — разве что небольшая церковь, в которую приезжает новый молодой пастор, отец Пол Хилл (Хамиш Линклэйтер). Поначалу он не вызывает особого энтузиазма у местных прихожан, которые привыкли к прошлому падре, но со временем в церкви начинают твориться настоящие чудеса: девочка встает с инвалидной коляски, чтобы причаститься, неизлечимо больная женщина избавляется от недуга, а отец Райли Эд (Генри Томас), за пару дней молодеет лет на 20. Но за все это нашим героям в итоге придется заплатить страшную цену…
Еще не раз стоит повториться в том, что большая часть «Полуночной мессы» похожа на что угодно, только не на классический хоррор. Поэтому если вы ожидаете каких-то скримеров или дьявольщины разных мастей, то для начала вам придется продраться через частокол персонажей, их личных историй, рассуждений о религии, смерти и бог еще знает о чем. В то же время, именно такое неспешное повествование работает на пользу всему проекту: к моменту, когда в сериале начинают твориться действительно страшные события, ты проникаешься ими больше обычного, учитывая, как близко познакомился чуть ли не с каждым жителем Крокет-Айленд. Несколько часов подряд Флэнеган (автор сценария, режиссер и продюсер каждого эпизода) сознательно прячет от зрителя основную интригу. В определенный момент ловишь себя на мысли, что совершенно не понимаешь — а куда, собственно, должен двигаться сюжет?
Видимо, оттого настолько гармоничной и даже поступательной кажется кульминация и развязка сериала. «Полуночная месса» прописана настолько стройно и затягивающе, что было бы совершенно неудивительно, если бы она была основана, например, на романе Стивена Кинга (здесь как раз можно найти несколько параллелей с его «Салемовым уделом»). И, пожалуй, самое важное и интересное, что делает Флэнеган — то, как он умело по ходу повествования трансформирует свою же внутрисериальную дискуссию о Боге. Обычно для таких вещей сценаристы выделяют одного персонажа, который, пройдя череду испытаний, вырастает над собой, рассыпаясь ближе к финалу добротным монологом о сути вещей, «жизни, вселенной и всего такого», но Флэнеган включает здесь настоящий хор (порой буквально) из вроде бы случайно брошенных фраз, которые к финалу переворачивают весь модус. И если первая часть сериала была похожа на буклет какой-то просветленной секты, то вторая превращает «Полуночную мессу» не в антирелигиозный манифест, но в предостережение от слепой фанатичной веры, идолопоклонничества и, что самое важное, чуть ли не в оду гуманизму.
На этой скользкой дорожке было невероятно просто поскользнуться, уведя дискурс в какие-то далекие псевдотеологические дали, чтобы в конечном итоге прийти к «вот, мол, сынок, что такое хорошо, а что такое плохо», но Флэнеган удержался на этой качающейся дощечке. И в том числе благодаря просто фантастической актерской работе Хамиша Линклэйтера и, конечно же, Саманты Слойан.
В принципе, по их работам уже можно мерить следующую премию «Эмми», на которой они, вероятно, будут как минимум в качестве номинантов. Линклэйтер не играет сумасшедшего пастора, который навязывает свою веру всеми возможными способами. Наоборот, при всей его энергии во время выступлений на мессах (которых, кстати, не так чтобы много), в остальных сценах часто играет на полутонах, «бровями и ресницами», располагая к себе и заставляя поверить в собственные убеждения, какими бы дикими они ни казались. Да и антагонистом его назвать язык не поворачивается — помыслы его были чисты, хоть и поступки грешны.
А вот Саманта Слойан, сыгравшая каноническую религиозную фанатку, которая даже дождичек в четверг может объяснить рандомной цитатой из Библии, выжигает пространство вокруг себя вплоть до финальной сцены. Она холодна и апатична, что сестра Рэтчед в «Пролетая над гнездом кукушки», но при этом проявляет себя только когда видит, что безграничная власть вот-вот упадет на нее буквально с неба, и дальше несет слово господне, наплевав при этом не только на понятия морали, но и на десять заповедей. Слойан своей игрой вызывает оторопь и отторжение, и это поистине мастерская работа, которой явно не хватило бы короткого фильма, чтобы раскрыться целиком и полностью, так что хотя бы ради этого перформанса уже стоит потерпеть немного затянутое начало. Да воздастся каждому по делам его, а в случае со Слойан — по ее великолепной игре.
«Полуночная месса» окупается сторицей. Этот сериал может сработать не на всех и, скорее всего, отсеет многих уже на первых подступах к серьезным диалогам, но есть в его сути, в его подтекстах что-то трудно описываемое словами — так же, как и любой религиозный опыт, который порой остается только испытать самому, чтобы понять. И если по завершении первых трех серий «Полуночной мессы» кажется, что Майк Флэнеган слишком много на себя берет, то после финального эпизода кажется, что он окончательно утвердился в качестве живого классика жанра ужасов. Впрочем, чего еще можно было ожидать от уроженца города Салем?..
Райли Флинн (Зак Гилфорд) отсидел четыре года за то, что сбил молодую девушку, находясь за рулем в пьяном виде. Сразу после выхода из тюрьмы он возвращается в родной рыбацкий городок, расположенный на отдаленном острове Крокет-Айленд. Там же он встречает свою школьную любовь Эрин (Кейт Сигел). Она забеременела и ушла от мужа-абьюзера, поселившись в домике своей почившей матери. Ну а среди развлечений на острове (кроме магазина и торфяников) — разве что небольшая церковь, в которую приезжает новый молодой пастор, отец Пол Хилл (Хамиш Линклэйтер). Поначалу он не вызывает особого энтузиазма у местных прихожан, которые привыкли к прошлому падре, но со временем в церкви начинают твориться настоящие чудеса: девочка встает с инвалидной коляски, чтобы причаститься, неизлечимо больная женщина избавляется от недуга, а отец Райли Эд (Генри Томас), за пару дней молодеет лет на 20. Но за все это нашим героям в итоге придется заплатить страшную цену…
Еще не раз стоит повториться в том, что большая часть «Полуночной мессы» похожа на что угодно, только не на классический хоррор. Поэтому если вы ожидаете каких-то скримеров или дьявольщины разных мастей, то для начала вам придется продраться через частокол персонажей, их личных историй, рассуждений о религии, смерти и бог еще знает о чем. В то же время, именно такое неспешное повествование работает на пользу всему проекту: к моменту, когда в сериале начинают твориться действительно страшные события, ты проникаешься ими больше обычного, учитывая, как близко познакомился чуть ли не с каждым жителем Крокет-Айленд. Несколько часов подряд Флэнеган (автор сценария, режиссер и продюсер каждого эпизода) сознательно прячет от зрителя основную интригу. В определенный момент ловишь себя на мысли, что совершенно не понимаешь — а куда, собственно, должен двигаться сюжет?
Видимо, оттого настолько гармоничной и даже поступательной кажется кульминация и развязка сериала. «Полуночная месса» прописана настолько стройно и затягивающе, что было бы совершенно неудивительно, если бы она была основана, например, на романе Стивена Кинга (здесь как раз можно найти несколько параллелей с его «Салемовым уделом»). И, пожалуй, самое важное и интересное, что делает Флэнеган — то, как он умело по ходу повествования трансформирует свою же внутрисериальную дискуссию о Боге. Обычно для таких вещей сценаристы выделяют одного персонажа, который, пройдя череду испытаний, вырастает над собой, рассыпаясь ближе к финалу добротным монологом о сути вещей, «жизни, вселенной и всего такого», но Флэнеган включает здесь настоящий хор (порой буквально) из вроде бы случайно брошенных фраз, которые к финалу переворачивают весь модус. И если первая часть сериала была похожа на буклет какой-то просветленной секты, то вторая превращает «Полуночную мессу» не в антирелигиозный манифест, но в предостережение от слепой фанатичной веры, идолопоклонничества и, что самое важное, чуть ли не в оду гуманизму.
На этой скользкой дорожке было невероятно просто поскользнуться, уведя дискурс в какие-то далекие псевдотеологические дали, чтобы в конечном итоге прийти к «вот, мол, сынок, что такое хорошо, а что такое плохо», но Флэнеган удержался на этой качающейся дощечке. И в том числе благодаря просто фантастической актерской работе Хамиша Линклэйтера и, конечно же, Саманты Слойан.
В принципе, по их работам уже можно мерить следующую премию «Эмми», на которой они, вероятно, будут как минимум в качестве номинантов. Линклэйтер не играет сумасшедшего пастора, который навязывает свою веру всеми возможными способами. Наоборот, при всей его энергии во время выступлений на мессах (которых, кстати, не так чтобы много), в остальных сценах часто играет на полутонах, «бровями и ресницами», располагая к себе и заставляя поверить в собственные убеждения, какими бы дикими они ни казались. Да и антагонистом его назвать язык не поворачивается — помыслы его были чисты, хоть и поступки грешны.
А вот Саманта Слойан, сыгравшая каноническую религиозную фанатку, которая даже дождичек в четверг может объяснить рандомной цитатой из Библии, выжигает пространство вокруг себя вплоть до финальной сцены. Она холодна и апатична, что сестра Рэтчед в «Пролетая над гнездом кукушки», но при этом проявляет себя только когда видит, что безграничная власть вот-вот упадет на нее буквально с неба, и дальше несет слово господне, наплевав при этом не только на понятия морали, но и на десять заповедей. Слойан своей игрой вызывает оторопь и отторжение, и это поистине мастерская работа, которой явно не хватило бы короткого фильма, чтобы раскрыться целиком и полностью, так что хотя бы ради этого перформанса уже стоит потерпеть немного затянутое начало. Да воздастся каждому по делам его, а в случае со Слойан — по ее великолепной игре.
«Полуночная месса» окупается сторицей. Этот сериал может сработать не на всех и, скорее всего, отсеет многих уже на первых подступах к серьезным диалогам, но есть в его сути, в его подтекстах что-то трудно описываемое словами — так же, как и любой религиозный опыт, который порой остается только испытать самому, чтобы понять. И если по завершении первых трех серий «Полуночной мессы» кажется, что Майк Флэнеган слишком много на себя берет, то после финального эпизода кажется, что он окончательно утвердился в качестве живого классика жанра ужасов. Впрочем, чего еще можно было ожидать от уроженца города Салем?..
Читайте также
Последние комментарии
Все комментарии (22)
Все комментарии (22)
еще 1
комментарий
Sersh
в ответ на комментарий
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
16 ноября 2021 в 21:07:36
Чего, какой третий сезон?!
spites
в ответ на комментарий
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
16 ноября 2021 в 21:30:08
Это третий сезон. Первый был - Призраки дома на холме, второй - Призраки поместья Блай. Так же как в Американской истории ужасов сезоны не связаны сюжетом, только жанром, автором, платформой и переходящими актерами. Четвертый будет - Клуб полуночников.
Sersh
в ответ на комментарий
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
16 ноября 2021 в 23:31:28
ага... если бы это всё не было бы в комментах под "Рецензия на сериал «Полуночная месса»"... Ты заблудился чуток
sweat
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
14 ноября 2021 в 04:36:26
финалочка очень подпортила весь сюжет, который действительно впечатлял вплоть до последней серии.
1991vika
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
14 ноября 2021 в 20:19:29
Полностью с Вами согласна! Слишком быстрый и резкий переход в стиле повествования произошел...
Elena444489
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
14 ноября 2021 в 07:30:03
Меня как раз финал впечатлил. Мало кто решается в середине сериала убить главного героя. Такой сериал для думающих зрителей, смотреть рекомендую.
sweat
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
15 ноября 2021 в 02:47:11
меня раздражали дичайшие стратегические проколы героини Саманты Слойан, они и скомкали развязку, которая выглядит высосанной из пальца из-за этого, но это мое скромное мнение. Стараюсь не спойлерить, поэтому пишу без подробностей))
skymaniac
в ответ на комментарий
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
15 ноября 2021 в 15:09:28
Все-таки она поехавшая, так что проебы ожидаемы. Тем более она собиралась всей толпой на материк, чтобы дальше нести слово Божие.
Igor vonShluker
Igor_vonShluker_-Germany- | Заслуженный зритель
Igor_vonShluker_-Germany- | Заслуженный зритель
14 ноября 2021 в 17:56:46
Очень крутой сериал. Но его минус в том, что он создавался конкретно с началом и концом. Т.е. второго сезона ждать смысла нет.
Seagate
Постоянный зритель
Постоянный зритель
14 ноября 2021 в 21:40:00
Минус? Это плюс! Уже так задрали эти продолжения всего и вся с понижением качества. Продолжают даже то что завершено в конце первого ж сезона называя антологий, пример сериал террор.
nick134
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
15 ноября 2021 в 00:27:55
хорошо раскрыта суть любого религиозного бреда, с помощью которого можно оправдать и обьяснить да что угодно)
nick134
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
18 ноября 2021 в 01:00:26
самое смешное что среди т.н. ученых тоже такие встречаются
alonso1989
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
16 ноября 2021 в 17:39:33
Очень рад что сериал полностью раскрыл весь сюжет, всю историю в одном сезоне и задела на продолжение нет. Не потому что история интересная, а потому что это бредовый микс "религиозного фанатизма" и "вампирской фантастики". И такой микс имел потенциал, но реализация похожа скорее на "слеплено на скорую руку" чем на "продуманный сюжет".
Оставьте Ваш комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий или поставить оценку, Вы должны быть авторизованы на сайте.
Зритель